Ж. П. Марат: Политико-правовые учения якобинцев

Якобинская политико-правовая идеология – это органическая часть, это неотъемлемый компонент общественного сознания в революционную эпоху Франции на исходе XVIII века.

Годы жизни Ж. П. Марата 1743–1793 года. Его основными работами являются памфлет «Цепи рабства», «План уголовного законодательства», а также «Конституция, или проект Декларации прав человека и гражданина».

Центральная тема всех произведений Марата – это деспотизм. Сюда входит все: его истоки, методы и средства установления деспотической власти, а также его последствия, пути и формы борьбы с ней. Марат полагал, что деспотизм вырастает из стремления страсти индивида первенствовать, из свойственной человеческой натуре жажде властвовать.

Бытие деспотического типа заранее предначертано генезисом государственности, так как она появляется на свет только в результате насилия. А для того, чтобы прийти к хорошо устроенному государству, надо разделить публичную власть между большим числом должностных лиц. Все должностные лица должны быть независимыми друг от друга, они должны взаимно уравновешивать, а также умерять и сдерживать друг друга. Перечень того, что необходимо для народного благополучия, открывается правами людей, правами подданных.

Ж.П. Марат выделяет следующие виды прав:

1. Естественные права – то есть, изначальные права, например, право на жизнь.

2. Гражданские права – то есть, производные от естественных прав, например, право на свободу вероисповедания.

3. Взаимные права людей восходят к естественному праву человека. Эта категория устанавливается обществом, и только благодаря общественному договору они приобретают непререкаемый характер.

4. Назначение диктатуры он видел в уничтожении изменников и заговорщиков, методами революционного террора с использованием гильотины и петли.

Во взглядах Марата чаще всего совмещаются:

1. Концепция народного суверенитета.

2. Защита принципа разделения властей.

3. Мысль о создании системы сдержек и противовесов в механизмах управления государством.

4. Апология прав человека и критика произвола с идеями единовластного диктатора и беспощадного террора, с игнорированием правовых гарантий безопасности индивида в условиях революции.

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.