Утилитаризм И. Бентам в либеральной Англии

И. Бентам (годы жизни 1748-1832) – известный идеолог английской либеральной буржуазии. Главными его трудами являются: «Принципы законодательства», «Деонтология», «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств». Основное положение его учения являлся принцип пользы – именно отсюда и произошло название всего направления – утилитаризм от английского сова «utilitas», что означает «польза».

И. Бентам был уверен, что именно принцип пользы, а также основанные на нем государственные и правовые институты должны познаваться вовсе не рационалистически, а эмпирически, поэтому в качестве непосредственных, «самоочевидные» данные опыта, которые вовсе не требуют какого-либо особого доказательства.

Естественное право, как уверен Бентам – это представление «фикций», «метафор», а также «опасное заблуждение». Естественными в человеке являются также и его чувства, способности и дарования. Считать их естественным правом или естественным законом – это означает вносить путаницу, как основную «ложную идею». При этом законы надо создавать для того, чтобы обеспечить проявление этих способностей, а также открыть дорогу гуманным чувствам и подавить антисоциальные склонности.

Юридические законы – это есть искусственное творение людей, точнее – человеческой воли, воли суверена, так как верховная политическая власть принадлежит только лишь какому-то лицу, ии группе лиц. Закон, который издан сувереном, представляет собой императив, который запрещает или разрешает определенные действия, и именно с этой целью он и наделяет граждан различными правами и обязанностями.

Задача государства заключается в основном принципе пользы и «моральной арифметики», чтобы обеспечить «самое большое счастье для самого большого количества людей».

Сам Бентам был уверен, что обеспечению безопасности мешают только лишь два «внутренних врага» — «неофициаьным врагом» является граждане, которые совершают преступления, а «официальным врагом» явяются должностные лица, которые нарушают закон и творят произвол.

А вот все основные гарантии способна дать только демократия. Так как только демократическое государство может заботиться о благе народа, в нем никто не устранен от защиты своей собственной пользы, а также своего собственного счастья. Вес остальные формы – в том числе монархия и аристократия, направлены, прежде всего, на защиту пользы и интересов меньшинства, они вовсе не дают надлежащих гарантий против злоупотреблений властью.

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.