Николо Макиавелли – известный мыслитель эпохи Возрождения, один из основателей новой, буржуазной политической науки. Является автором трудов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».
Самым основным вопросом философии Макиавелли является: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними».
Мировоззренческая позиция Макиавелли, если рассматривать вопросы политики и государства – это позиция религиозного индифферентизма.
Основные религиозные взгляды:
Во-первых, религия рассматривается главным образом с точки зрения служения государственным и политическим интересам, а также сплоченности народа и воспитания активных участников политической жизни.
Во-вторых, догматы религии рассматриваются только лишь с точки зрения полезности для общества и через призму республиканских идеалов.
Макиавелли заявлял, что религия и Бог изобретены умными людьми непосредственно для того, чтобы убедить простой народ в полезности установленного строя. При этом для Макиавелли важно было не столько действительное существо вероучения, сколько то, каким образом люди его истолковывают и используют, то ли для воспитания рабской приниженности, то ли для формирования высоких качеств у свободного гражданина.
Свое отношение было у Н. Макиавелли также к государству и к праву, например, он утверждал, что государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Это понятие довольно четко трактуется в «Государе», причем, преимущественно в значении аппарата, который управляет подданными, народом и обществом. Этот государственный аппарат включает в себя государя, а также его министров, чиновников, советников и всех прочих должностных лиц.
Макиавелли также исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств, так как самый главный авторитет для него – это опыт истории.
Трактовка политики отделяется от теологии, а религиозная аргументация устраняется из государствоведения.
Макиавелли постулировал новый закон: политические события, которые внесли изменения в государстве, сменили его форму происходят вовсе не по воле божьей, и не по прихоти или фантазии людей, а совершаются абсолютно объективно, под «воздействием действительного хода вещей, а не какого-то воображаемого».
Н. Макиавелли рассматривает несколько форм государства, причем в зависимости от числа правящих лиц, он выделяет:
1. Единовластие – это то, когда власть неспособна сдержать народ собственными силами при помощи чисто аристократических учреждений. В свою же очередь народ в чрезвычайных обстоятельствах для сокрушения знати также взывает к диктатору.
2. Правление немногих.
3. Правление всего народа.