Схоластическое толкование политики и права

Философия Средних веков получила название схоластики. Ее характерная особенность заключается в том, что она довольно тесно связана с религией.

Схоластика ставит своей задачей прежде всего доказать посредством логических рассуждений истинность догматов христианской религии. Она обязана объяснить разумом то, что предполагает вера.

Самые основные отличительные черты схоластики заключаются в том, что она служит делу христианской веры, а также то, что он существует при помощи языческих мыслителей.

Метод схоластики – это исключительно силлогизм, который был воспринят Аристотелем. Его суть заключается в том, что надо найти основное положение, которое было почерпнуто у авторитетного источника, а уже из него, путем только дедукции, уже делать ряд выводов – это в совокупности может составить целую систему. Довольно большая посылка – это догмат или положение признанного писателя.

В истории схоластики выделяют два периода, которые различаются по тому, кто из корифеев языческой философии является в данный момент признанным авторитетом в деле защиты католической веры против критикующего разума.

Первый период длится с IX века до конца XII века – это время принадлежит господству Платона. Второй период – это XIII век, который называют эпохой господства Аристотеля.

Ф. Аквинский (годы жизни 1225-1274) – популярный деятель своего времени. Его основными трудами являются: «О правлении властителей» и «Сумма теологии».

Все представления Ф. Аквинского о государстве – это самая первая попытка развить христианская доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». Из его трудов известно, что в людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, так как индивид не может в одиночку удовлетворить все свои потребности. Вот именно по этой естественной причине и возникает такая политическая общность, как государство.

Процедура же утверждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка.

Цель государственности – это так называемое «общее благо», а также обеспечение условий для достойной и разумной жизни. По мнению Ф.Аквинского, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собой государство.

Можно выделить три элемента государственной власти:

— Сущность государственной власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, которые находятся наверху человеческой иерархии, будет содвигаться низшими слоями населения.

— Формы правления – это монархия, аристократия, олигархия, демократия, а также смешенная форма, например, аристократия и демократия.

— Использования.

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.