Становление и развитие политико-правовой идеологии

Известно, что существование любого общества возможно только, если будет выполнение всех его членов определенных правил поведения – так называемых социальных норм. Например, при первобытнообщинном строе отношения внутри племени регулировались при помощи норм, являющихся одновременно обычаями и религиозными нормами – табу и нормы морали. Их также именуют мононормами.

Эти нормы носили общественный характер, они не удовлетворяли личных интересов, а создавались в результате наблюдения за жизнью сообщества, чтобы предупредить негативные последствия чьего-либо поведения, они также охранялись общественным мнением.

Такие обычаи являлись основной нормой поведения, они регулировали отношения в первобытном обществе, передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Также в равной степени они выражали интересы всех членов сообщества и были приурочены к определенным социальным группам. При этом личные интересы членов общества вообще не принимались во внимание.

Такими обычаями регламентировали все сферы деятельности первобытного человека, они действовали в комплексе с возникшими позже нормами морали – вроде представления о добре и зле, честном и бессчетном, ну и, естественно, религиозными догмами.

Очень важное значение для социальной ориентации человека – это многочисленные мифы и сказания,  которые обосновывались, как образцы должного и запретного поведения.

Обычаи, нормы морали, религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, они просто выражали и защищали именно коллективный интерес. А вот личность вне общества – это было ничто. Только переход к «производящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе.

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.