Понятие права и формы правления по И. Г. Фихте

Согласно учению И.Г. Фихте, понятие права – это и есть само понятие отношения между разумными существами, так как оно способно существовать только лишь при одном условии – существа, прежде всего, должны мыслиться во взаимоотношениях друг к другу.

Фихте был уверен, что правовые отношения, то есть, свобода индивидов, вовсе не застрахованы от каких-либо нарушений. Именно господство закона и не наступает автоматически. Сами по себе правовые отношения означают, что свободу надлежит защищать непосредственно принуждением. Иных средств не существует. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. При этом принудительной силой в государстве вовсе не может являться индивидуальная воля, а ею может быть только лишь единая коллективная воля, созданная для образования и с согласия всех. Также нужен соответствующий договор. Люди должны заключать такой гражданско-государственный договор, благодаря ему и устанавливается государственность. Но общая воля народа составляет отт самый стержень законодательства, он также определяет границы влияния самого государства.

Самая лучшая форма правления – это отличительная чертой для всякого разумного существа – заключается в согласованности с требованиями права государства, причем, независимо от его точной формы. Она должна быть для ответственных лиц, которые осуществляют свое управление непосредственно перед обществом. А вот если такой ответственности нет, тогда государственный строй может вырождаться в деспотию. Для того, чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой, и для того, чтобы правительство строго подчинялось закону, Фихте и предложил учредить эфорат – это постоянная контрольная надзирающая власть. Ее представители – это эфоры, которые избираются непосредственно народом. Эфоры могут приостанавливать действие исполнительной власти в том случае, если они усмотрят нарушение правопорядка.

При всем при этм отстаивается идея верховенства народа – именно отсюда и вытекает категорический вывод о безусловном праве народа на любое изменение, которое неугодно ему, в том числе и неугодность государственного строя, а также о праве народа в целом на революцию.

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.