А вот возникновение частной собственности и развитие товарно-денежных отношений, естественно, противопоставило личные интересы коллективным, да и усложнило социальные связи. Потребовалась сила, которая могла бы принудить людей к выполнению их обязанностей. Эту задачу и выполнил государственный аппарат. Экономически-господствующий класс начал стремиться к защите своих интересов, и эта цель была вскоре достигнута путем создания общеобязательных правил поведения, которые охранялись принудительной силой государства, то есть правовых норм.
Мононормы, таким образом, распались на три группы социальных норм:
— правовые;
— религиозные;
— моральные.
Правовые нормы отличаются от всех остальных социальных норм, ведь они создаются государством или под его контролем, тогда как другие нормы создаются обществом. В правовых нормах выражается воля экономически господствующего класса, их цель создание баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества, к тому же они имеют писанную норму.
Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, греков, римлян и так далее – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. А на ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отдифференцироваться в самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Для мифов характерно тождество информативного и нормативного моментов повествования о мифических фактах.