Марк Туллий Цицерон (годы жизни 106-43 до нашей эры). Его самые основные труды: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».
Основные концепции Цицерона заключаются в следующем:
1. Государство – сам Цицерон определяет его как дело, или как достояние народа. «Народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
2. Основная причина происхождения государства состоит вовсе не в слабости людей, а в их врожденной потребности жить вместе.
3. Семья у Цицерона трактуется как первоначальная ячейка общества.
4. Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.
5. Разум – это высшая и лучшая част души, так называемый «царский империй», который обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке.
6. В зависимости от числа правящих людей выделяются три формы правления:
Царская власть – когда все прочие люди устранены от участия в принятии решений и законов, а сам народ не пользуется свободой и совершенно отстранен от власти.
Власть оптиматов или аристократия – когда власть находится в руках у выборных.
Народная власть или демократия – когда есть община, в которой все находится в руках народа.
При этом Цицерон выделял концепцию самой лучшей, то есть, смешанной формы государства. Ученый считал, что она реально осуществима, правда, он подразумевал при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования, то есть, «при предках».
Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона состоял в том, что он, отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений, выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Данная позиция отчетливо проявилась в политическом лавировании Цицерона между «оптиматами» и «популярами» – приверженцами, условно говоря, двух линий политической ориентации соответственно на верхи и низы общества.