Возрождение и реформация считаются самыми крупными и знаменательными событиями позднего западноевропейского средневековья. Они представляют собой антифеодальное, а также раннебуржуазное явления, которое подрывает устои старого, средневекового мира.
Самым основным содержанием возрождения и реформации являются разрыв с господствовавшим, правда, уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, а еще – утверждение принципиально новых стандартов для человеческого бытия.
В то же время отдельно эпоха Возрождения – это период кризиса римско-католической церкви, а также защищаемой ею новой ортодоксальной религии, которая формирует антисхоластической тип мышления, искусства и мировоззрения.
Реформация – это облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, которое выступает против защищавшего этот строй католицизма, а также борьба против непомерных притязаний римской курии.
Самыми основными признаками Возрождения и реформации являются:
— ломка феодальных и вместе с тем возникновение раннекапиталистических отношений;
— усиление авторитета буржуазных прослоек общества;
— критический пересмотр всех религиозных учений и, таким образом, серьезный сдвиг в сторону секуляризации «обмирщение» общественного сознания.
Как известно, у истоков реформации стоял сам Мартин Лютер Кинг. Первый пункт всего лютеровского учения – это тезис о том, что спасение достигается только лишь верой. При этом каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»).
В концепции государства у М. Лютера предусмотрено то, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет только мудрый князь, который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него Богом. Христианский управитель же должен считать себя слугой, а не господином народа.