Годы жизни И. Канта 1724-1804. Его политико-юридические взгляды содержатся в трудах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве».
Принцип социальных воззрений Канта заключаются в том, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких-либо планов, даже благороднейших планов общего блага.
По мнению ученого, человек – это субъект нравственного познания, в корне отличный от окружающей природы. Вот поэтому в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. И закон этот априорен, он не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом».
Право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения закона свободы.
Основной задачей права является допущение только таких действий отдельных лиц, которые совместимы с требованиями категорического императива.
Классификация права по Канту заключается в следующем:
— Естественное право базируется на требованиях сознания разума и включает в себя нормы нравственного сознания. Это право бывает частным, когда отношения между собственниками, а в естественном состоянии есть только собственность, но нет права собственности, при этом отсутствует принцип неприкосновенности собственности и публичным, когда есть совокупность законов, необходимых для создания правового состояния, сюда входит государственное, международное и уголовное право.
— Положительное право, его источник – это воля законодателя.
— Справедливость – это притязания человека, не предусмотренные законом и не обеспеченные принуждением. Верховенство народа обеспечивает свободу, равенство в государстве.
— Идея разделения властей не звучит как равновесие властей.
— Формы государства выделяются в зависимости от следующих критериев:
по разделению властей существуют республики, деспотии, количественный критерий, монархия, аристократия;
демократия – эта форма правления нецелесообразна, так как человеческую мысль надо освободить от всяческих пут дл того, чтобы восторжествовала свобода совести, но надо стремиться к установлению республиканской формы правления, так как в республике существует законодательная, исполнительная, судебная власть.