Государство и право: Августин Блаженный

Аврелий Августин (годы жизни 354-430) – это один из видных идеологов христианской церкви, а также западной патристики. Его самыми основными трудами являются: «О граде Божием» и «О свободной воле».

Августин чаще всего подчеркивает, что при всем многообразии и различии народов, каждый из которых жил и живет «по особым уставам и обычаям», всегда существовало «не более как два рода человеческого общения», «два града», состоящих соответственно из людей, живущих по плоти или также и по духу.

Именно в этом августиновском различении в рамках человеческого общежития двух противоположных типов общения в специфически христианизированной форме и проявляется определенное влияние на него предшествующих концепций. Например, положения Платона о наличии в каждом государстве, а, по существу, двух государств – это государства богатых и государства бедных, представлений стоиков о двух полисах – это о государстве и мировом, космическом полисе, а также манихейских идей о борьбе двух начал – это о дьявольском и о божественном.

Формы правления государства различаются в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть.

Самым главными среди них Аврелий считает моральные и религиозные обязанности, например, уважение к богу и уважение к человеку. А в противоположность аристотелевской традиции он не проявляет интереса к утилитарным преимуществам или же, напротив, неудобствам той или иной формы.

А вот государство, в котором игнорируется право, как само воплощение справедливости – это уже погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Несмотря на появление христианизированных государств, Августин, тем не менее, не отождествляет христианскую общину и государство, как и град божий с церковью. Развивая вслед за своим учителем, известным епископом Амвросием, идею верховенства церкви над государством, Августин, также считаясь с политической реальностью своего времени, довольно часто именует церковь пленницей – она вынуждена сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью законов, но в то же время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу церкви против еретиков или соперничающих религий. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви – быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа «братства».

Основное отношение Августина к праву:

— действует вечный нерушимый закон;

— естественные, божественные и человеческие законы налагают на человека определенные обязанности;

— право возводится к богу и носит теономный характер;

— в языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает каждого ему принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности;

— за избранными право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию»;

— наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.